Как пишет в своей статье для ZN.ua, эксперт Сергей Сапегин, бездействие государства привело к тому, что до трети продаж нефтепродуктов находится в "тени".

Увлекшись административным регулированием и не позволяя трейдерам адекватно реагировать на процессы, происходящие на мировом рынке, правительство оставило операторам только два пути для сохранения бизнеса — необоснованное завышение цен или "оптимизация" качества нефтепродуктов,
— отмечает автор.

По его словам, владельцы розничных сетей массово вывели на рынок "премиальные" нефтепродукты, которые позволяют увеличить выручку на 5-15% благодаря наценке "за качество". Так, на данный момент две трети украинских АЗС предлагают два десятка марок бензина "с именем". При этом мало кто из трейдеров способен доказать, что потребительские характеристики такого топлива оправдывают установленную для него наценку.

Отличить по цене мелкооптовые партии бензина разного качества невозможно. Ситуация в данном сегменте осложняется тем, что, согласно действующему законодательству, владельцы нефтебаз не обязаны иметь собственные испытательные лаборатории, из-за чего последние практически исчезли из всей системы мелкого опта,
— считает Сапегин.

Он отмечает, что периодические заявления политиков о начале проверок автозаправочных станций "уже сегодня" и показательные процессы против отдельных нарушителей проблему не решают. Так что пока лабораторным контролем качества нефтепродуктов занимаются только владельцы национальных сетей и общественные организации, которым также сложно что-то доказать.

Кроме того, по мнению эксперта, недостаток качественных нефтепродуктов в Украине существует давно, но он вызван вовсе не отсутствием спроса или технологической отсталостью отечественных предприятий.

Ранее сообщалось, что трейдеры завышают стоимость горючего минимум на 2 гривны.